анонс новостей
популярные статьи
» Жизненные сценарии в судьбе человека
» Выученная беспомощность » Караван. Коллекция историй №4 (апрель 2015) » Как приготовить рассыпчатую рисовую кашу » Караван. Коллекция историй №3 (март 2015) онлайн » Burda Plus. Спецвыпуск (весна-лето 2015) онлайн » Модные туники сезона весна-лето 2015 » Караван историй №3 (март 2015) » Как придать волосам блеск в домашних условиях + видео » Модные сарафаны для лета 2015
мир женщин
|
Жизненные сценарии в судьбе человека
Говорят, все великие произведения при всем своем многообразии созданы в рамках пары-тройки десятков сюжетов. Все-все – от шекспировских и древнегреческих пьес до современных поделок в жанре фантази укладываются всего лишь в несколько шаблонов-сценариев. Стоит ли удивляться тому, что и жизнь человеческая зачастую проходит по определенному сценарию. И человек как актер играет свою роли в драме собственного бытия, не осознавая, что все его действия, мысли, реакции и даже чувства зачастую предопределены. Жизненные сценарии: что это и откуда они берутся? И можно ли выйти за границы сценарной «колеи» и стать, наконец, творцом собственного существования?
Что такое жизненный сценарий? Это своего рода «прошивка», способ жизни, способ восприятия реальности исходя из роли, предписываемой сценарием. Оговорюсь сразу – сценарии существуют ниже уровня осознания. Человек не понимает, что живет по сценарию, принятому к исполнению, и не может выйти за рамки своей роли, способов реагирования на различные обстоятельства. Как робот. В чем тут проблема? В том, что сценарии искажают реальность. Представь себе, каким выглядит мир для Фауста. А каким он является для Мюнхгаузена? Обе картинки весьма далеки от объективной реальности. В каком возрасте и как формируется жизненный сценарийСчитается, что сценарий своей жизни и даже смерти человек формирует к 2-4 годам. Да-да, в 4 года ребенок уже имеет подробнейшую программу своей жизни и в деталях разработанный способ умирания. Разумеется, неосознанные. Все решения относительно своего земного бытия человек принимает сам, и они отражают его мнение об оптимальной стратегии выживания. То есть, ребенок решает, что действуя тем или иным способом он лучше приспособится к миру и обстоятельствам, легче адаптируется и, в итоге, выживет там, где мог бы погибнуть. До 5-7 лет сценарий «доводится» и утверждается, роль заучивается назубок и... Пожалуй, главную роль в формировании жизненного сценария играют родители. Именно их стараниями «программируется» маленький и пока еще свободный человечек. Существует три типа родительских воздействий:
ПрограммированиеЧто ты делаешь, показывая ребенку новую погремушку и способ, которым с ней нужно обращаться («вот как нужно делать, чтобы гремела»)? Ты его программируешь. Или обучаешь. Выбирай, что тебе больше нравится. Родители программируют ребенка собственным поведением. Малыш с детства усваивает родительские способы реагировать на те или иные обстоятельства, способы взаимодействия с миром и друг другом, прочие иные модели, используемые взрослыми в процессе жизнедеятельности. Дитя унаследует их взгляды, пороки и привычки. И, разумеется, переносит их в свою взрослую жизнь. Кстати, одним из страхов при приеме сироты в семью является страх, что в будущем малыш не будет похож на усыновителей. Это самый напрасный страх. Дитя вырастет абсолютной копией усыновителей. Почему? Потому что живя в семье он скопирует интонации, мимику, жесты родителей. А ведь, помимо цвета глаз, именно из этих составляющих складывается внешность. Спроси у любого фотографа. ПредписанияВ формировании жизненных сценариев предписания – это ковровая дорожка, по которой человек идет по жизни. Шаг вправо или влево – и он уже не чувствует себя на твердой почве, он не ощущает себя хорошим, не ощущает, что с ним все нормально. Предписания – это родительские приказы, предписывающие, что человеку делать, каким быть, как себя вести в тех или иных обстоятельствах. Чаще всего предписания начинаются с фразы «ты должен...» (быть сильным, много работать, делать деньги, слушаться маму, есть кашу) и отвечают на вопрос «что делать?». Вообще-то, ребенок в возрасте 2-4 лет еще не успел никому ничего задолжать, но большинство родителей считает иначе. Не понимая, что все их предписания, основная масса которых дается для того, прямо скажем, чтобы сделать поведение ребенка удобным, остаются с ребенком на всю жизнь, формируя его поведение и его будущее. ЗапретыЕсли в жизненном сценарии человека предписания играют роль ковровой дорожки в узком коридоре этого самого сценария, то роль стен выполняют запреты. Причем, с запретами ребенок сталкивается гораздо раньше, чем с предписаниями. Конечно, это разумно – сначала выстроить стены тюрьмы, и лишь затем стелить паркет. Запрет всегда отвечает на вопрос «что не делать?» и чаще всего имеет невербальную форму. Ну вот, например, слепил ребенок что-то из пластилина. Кривое, неказистое, но САМ. И принес маме похвастаться. Мама, конечно же, похвалит, но при этом может скорчить такую гримасу, что ребенок безо всяких слов поймет, что ни его талант, ни его усилия, ни его творческие порывы не одобряются. И в следующий раз в лучшем случае поостережется показывать маме свои поделки. А в худшем бросит даже пытаться что-нибудь «ваять». Вообще, любой ребенок нуждается во внимании родителей. Ведь он беспомощен и не выживет без опеки взрослого, прекрасно понимая это. И так или иначе малыш это внимание получит. Вторая вещь, в которой нуждается дитя, да и любой человек тоже – это одобрение. Мало кто способен продолжать делать то, что он делает, без эмоционального подкрепления, без одобрения. Все это родом из детства. Ребенок ищет внимания и одобрения (любви) родителей, направляя большую часть сил на их получение. Это – условие его выживания в мире. Существует несколько типов запретов, получаемых ребенком от родителей и становящихся ведущими элементами жизненной стратегии – сценария. Самым страшным из них (и самым часто встречающимся) является приказ «не живи». Этот запрет передается как не вербально (дурное обращение с ребенком, тотальное игнорирование его потребностей, постоянное осуждение за все и вся и тому подобное), так и вербально. Родители передают приказ «не живи», в сердцах, в гневе бросая ребенку фразы типа «лучше бы тебя не было» или «от тебя ничего не хорошего дождешься, одни проблемы». Или даже «чтоб ты сдох, отродье!» (да, встречается и такое). Ребенок, получивший запрет «не живи» во взрослой жизни, скорее всего будет склонен с самоуничтожению (здесь речь идет не только о суициде как таковом, но и о видах деятельности, связанных с огромным и часто бессмысленным риском для жизни). Всю жизнь его будут преследовать ощущение собственной ненужности, ущербности, виноватости. Незавидная доля. Откуда берется запрет «не живи»? Что за родители, дающие ему в «наследство» такую миленькую программу самоуничтожения? Как правило, это родители, которым ребенок мешает. Причин много: нежеланный ребенок, родители «не нагулялись» и вынуждены проводить «лучшие годы» у кроватки младенца, одинокая и брошенная женщина с низким достатком, женщина, не могущая устроить личную жизнь и обвиняющая в этом ребенка. Даже тяжелые роды могут быть поставлены ребенку в вину («я искалечилась, рожая тебя. Лучше бы ты не родился, тогда я была бы здорова»). На самом деле запрет «не живи» в очищенном виде не встречается. Зачастую имеет место следующая установка – «я буду жить до тех пор, пока...». И далее варианты:
И тому подобное. Далее следует «... И как только я перестану это делать – я умру». Невесело, в общем. Жизненные сценарии и литературные сюжетыМногие психотерапевты склонны считать, что жизненный сценарий человека можно вычленить, узнав, какую сказку любил этот человек в детстве и с каким ее героем себя отождествлял. Помнишь, мы начали с того, что существует ограниченное количество сюжетов художественных произведений? Вот параллели и пересеклись. Фантазии, которыми любой человек развлекает себя в детстве, тоже могут иметь в основе сюжет жизненного сценария. Да, в общем, и фильмы, так или иначе пересекающиеся с жизненным сценарием, человеку нравятся. Кстати, утверждение, что литературные сюжеты любимых произведений являются жизненными сценариями, а их герои – ролями, с которыми человек себя отождествляет – не стоит принимать буквально. На самом деле важно то, как человек воспринимает сюжет, например, сказки. И как воспринимает свою любимую героиню – Золушку, например. Но вот что характерно: в сюжетах многих сказок часто присутствует три ключевых момента: незаслуженно униженная жертва (падчерица, Золушка, Иванушка-дурачок) проходит через страдание к награде. Жертва-страдание-награда. Человек, живущий по сценарию, воспринимает себя и/или является жертвой, ущербным в чем-либо и считает, что для того, чтобы заслужить награду нужно пострадать. Бр-р-р... Если тебе интересны дебри «сказочного» психоанализа – отправляю тебя к Юнгу. А я продолжу. Можно ли выйти за рамки жизненного сценария?Вопрос вопросов! Можно ли выйти из Матрицы? У одного персонажа, пусть и выдуманного, это получилось. Но, предвосхищая реакцию, скажу – выйти за рамки жизненного сценария нельзя. Но можно изменить сценарий. И, конечно же, можно выучить новую «роль». Кстати, одним из главных признаков наличия «матрицы» является то, что человек раз за разом оказывается в сходных жизненных обстоятельствах и реагирует на них одним и тем же, повторяющимся способом. Бег по граблям с вполне предсказуемым концом. И что с этим делать, что дальше? А дальше тяжелая и изнурительная работа. Осознание, самонаблюдение дадут представление о сценарии, «программе» жизни и ее ключевых моментах. Скорее всего (и даже наверняка) потребуется помощь специалиста хотя бы для того, чтобы «увидеть» ситуацию и запустить процесс изменений. А потом снова долгий и тяжелый труд с огромным чувством внутреннего дискомфорта. И потребуется очень сильная мотивация, чтобы продолжать этот труд, чтобы лечить свою хромую судьбу. Но, уверяю тебя, дело того стоит. Автор: Наталья Пузанова (ErikaNiagara), специально для www.womansterritory.ru. Понравился материал? Поделись с друзьями!
Просмотров: 427 | комментариев: (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
|
мир женщин
мир женщин
наш опрос
|